Некоторые особенности ремонта теплотрасс и обеспечения качества их работы

В комплексе систем центрального отопления один из ключевых элементов — теплотрасса. Это трубопроводная конструкция, транспортирующая жидкий теплоноситель и передающая таким образом энергию, необходимую для отопления потребителей.

Идея использования жидкого теплоносителя имеет немало достоинств. Инженерные системы, использующие такую идею, не только сохраняются, но и развиваются с использованием новых технологий.

Работа теплотрассы

Обычная система передачи тепла жидким теплоносителем представляет собой закольцованный трубопровод, теплотрассу. По трубе подачи разогретый теплоноситель подается потребителям. По обратной трубе отдавший свою энергию и остывший теплоноситель возвращается к генератору тепла.

Основные требования к теплотрассе, трубопроводной системе, таковы:

· сохранение цельности и способности транспортировать теплоноситель под рабочим давлением

· отсутствие небольших повреждений и неплотностей, ведущих к утечке теплоносителя

· достаточная термоизоляция, позволяющая минимизировать потери тепла носителем.

Есть немало других требований, например — возможности осмотра, обслуживания и ремонта, срок службы, пропускная способность.

Теплотрассы могут иметь различные параметры. Наиболее важными и ответственными объектами считаются трубопроводы, используемые в городском коммунальном хозяйстве. Такие теплотрассы обеспечивают подачу горячей воды и отопление жилых, общественных и производственных зданий и других объектов.

Большинство пользователей систем центрального отопления и горячего водоснабжения знают о работе теплотрасс из-за нередких аварий, создающих серьёзные проблемы в зимний период, в отопительный сезон.

Образный снимок старого узла теплосети

Неисправности и аварии теплотрасс

Опасные аварии теплотрасс в виде прорывов, способных парализовать нормальную жизнь городских кварталов и более крупных образований — не единственный вид неисправности теплосетей. Вот какие отклонения от нормального состояния этих инженерных сооружений требуют внимания эксплуатационных и ремонтных служб:

1. неисправная запорно-регулирующая аппаратура

2. повреждённая или недостаточная теплоизоляция

3. неисправное состояние инженерных сооружений трассы, например — подземных каналов и колодцев и их люков.

Основная причина прорывов теплотрасс — коррозия, причем внешняя, поражающая наружные поверхности труб. Протечки и более существенные нарушения целостности труб возможны и по другим причинам. Недостаточно качественный монтаж или обслуживание, сторонние механические повреждения, деформации грунта в местах расположения таких коммуникаций — вот некоторые такие причины.

Наиболее опасны прорывы теплотрасс, повреждения, при которых значительная часть теплоносителя уходит из системы наружу, а вся система теряет работоспособность. Аварии такого характера очень опасны в городской обстановке и для их ликвидации обычно принимают исключительные меры.

Для преодоления аварий теплотрасс могут быть задействованы силы не только эксплуатирующих и ремонтно-аварийных служб, но и другие ресурсы, в том числе — независимые лаборатории неразрушающего контроля . Работа таких специализированных организация важна для обеспечения достаточного уровня качества при ликвидации аварии и оценке реального состояния трубопроводов, других конструкций.

Самая опасная авария, разрыв труб теплотрассы, случается в виде типичных и характерных событий:

· повреждение в месте недопустимой коррозии

· разрушение сварочного шва

· повреждение в месте установки арматуры или ответвлений.

Важная часть работ про проектированию, монтажу, ремонту и эксплуатации теплотрасс состоит в изучении аварийных случаев с целью повышения надёжности и безопасности этих важных систем. Существуют и действуют строгие и детальные нормы таких инженерных сооружений.

Разрушения и испытания

Важный компонент эксплуатации и обслуживания теплотрасс — испытания. Так называют операции проверки состояния трубопроводов под действием прилагаемого избыточного давления. Обычная практика испытаний теплотрасс предполагает приложение давление в 1,25 раз больше рабочего.

Интересно, что нормативы, регламентирующие эксплуатацию теплотрасс не устанавливают жесткого ограничения такого повышенного давления для испытаний. Эта рациональная особенность норм объясняется тем, что окончательное, точное и обоснованное решение о конкретном режиме испытаний теплотрасс должны принимать местные власти и эксплуатирующие организации, учитывающие реальное состояние объекта проверки и его особенности.

Параметры рабочего давления теплотрасс различны на объектах Российской Федерации. Значительно отличаются и параметры проверки повышенным давлением. Вот некоторые показатели такого повышенного давления при испытаниях в городах и регионах России:

1. Ижевск, Орел — до 16 Атм

2. Екатеринбург — от 16 до 20 Атм

3. Ханты-Мансийский АО (г. Радужный) — 12,5 Атм

4. Москва — до 30 Атм.

Высокое давление при испытаниях столичных сетей объясняется тем, что в своё время была создана система проверки отдельных участков этих протяжённых и очень сложных в условиях мегаполиса инженерных сооружений. Эта технология значительно повысила качество испытаний, а количество аварий уменьшилось.

Технологии испытания теплосетей повышенным давлением должны учитывать физическое состояние труб. Дело в том, что сталь трубопроводов и, тем более, металл сварочных швов со временем теряет часть своих свойств. Сопротивление стали труб различным воздействиям уменьшается. Приложение избыточного давления способствует этим процессам. Есть даже весьма показательная статистика повреждений теплотрасс, вызванных исключительно проверками повышенным давлением.

Выяснение точных и достоверных закономерностей взаимовлияния испытаний давлением и износа — очень сложная исследовательская и научная работа. Она еще далека от завершения и воплощения в конкретные регламентные указания.

Тем не менее, гидравлические испытания — незаменимый и важный компонент обеспечения безопасности и работоспособности теплосети. Другой такой же полноценной и настолько же эффективной технологии проверки состояния трубопроводов пока не существует.

Разрушительные эффекты, вызванные операциями испытаний давлением, считаются позитивными результатами проверки. Ликвидация таких разрушений — важный компонент обслуживания теплотрассы.

Проверка и ремонт

Каждый сеанс испытаний теплотрасс повышенным давлением включает все возможные способы контроля состояния трубопроводов:

· контроль параметров рабочей среды.

Эксплуатирующие организации традиционно рассчитывают на содействие инженерных служб различных объектов и местного населения в комплексе мероприятий наблюдения за теплотрассами в момент испытаний.

Ремонт обнаруженных повреждений выполняют с учетом других факторов, характеризующих состояние теплотрассы. Вот некоторые такие факторы:

1. наличие нереализованных планов ремонта теплотрассы

2. ранее полученные данные о состоянии трубопроводов

3. потребность в модернизации и ремонте инженерных сооружений трассы — каналов, колодцев, арматуры, термоизоляции

4. потребность в изменении конфигурации трассы.

В отличие от срочной ликвидации аварии действующей теплотрассы, дефекты, обнаруженные при испытаниях, исправляют с учётом упомянутых факторов, имеющихся проектов и инженерных решений.

Ремонт и качество

Поскольку повреждения теплотрасс локализованы преимущественно на участках с длительным сроком эксплуатации, восстановление работоспособности таких объектов связано с типичными проблемами этих операций, прежде всего — с правильным определением непригодных к дальнейшей эксплуатации фрагментов конструкций. На практике такие проблемы решаются продуманным удалением фрагмента трубопровода и заменой их новыми.

Особенности каждой операции контроля повышенным давлением обуславливают решения ремонта различного масштаба — от восстановления сварочного шва до полной замены фрагмента теплотрассы. Такая замена может включать не только установку новых труб с современной теплоизоляцией, но и реконструкцию подземных каналов, изменение конфигурации трассы, обустройство новых инженерных сооружений и аппаратуры.

Выполнение ремонтных работ на теплотрассах относится к сложным операциям:

· трубопровод горячего теплоносителя представляет собой объект высокой опасности

· теплотрассы устроены в стеснённых городских условиях или в структуре промышленного объекта

· трубопроводы с высокой степенью износа сложны в ремонте и обслуживании.

Контроль качества ремонта теплотрассы также достаточно сложен из-за полевого характера работ, износа труб и других факторов. Вот несколько основных направлений оценки состояния материалов и конструкций теплотрасс, важные при ремонте и ликвидации аварий:

1. оценка состояния металла, начиная с его основных характеристик — марка стали, толщина, степень коррозии, наличие трещин и неоднородных мест

2. качество существующих и ремонтных сварочных швов

3. геометрия трубопровода

4. состояние термоизоляции

5. состояние арматуры трубопровода.

Старая арматура — источник аварий и потерь тепла

Проверка этих и других параметров теплотрассы осуществляется методами неразрушающего контроля. Ремонтные и эксплуатирующие организации за редким исключением имеют в своём распоряжении необходимую аппаратуру. В сложных случаях отсутствующее оборудование можно взять в аренду или прибегнуть к помощи специалистов независимой лаборатории неразрушающего контроля.

Такие организации могут использовать очень точные технологии контроля, например — радиографические или электромагнитные методы, технику эндоскопического визуального контроля, тепловизионную аппаратуру. В распоряжении ремонтных и эксплуатирующих организаций есть чаще всего только ультразвуковая аппаратура для использования в полевых условиях.

Совместная работа

Как и в любом деле, при ремонте теплотрасс совместная работа специалистов разного профиля помогает взаимному обогащению опытом и знаниями.

Обширный и разнообразный опыт специалистов неразрушающего контроля всегда полезен в любой работе по оценке качества и состояния различных объектов. Специфический и уникальный опыт аварийных служб и эксплуатирующих теплотрассы специалистов также заслуживает всестороннего внимания и изучения. Опыт и статистика аварий и разрушений — бесценный информационный массив специалистов по качеству.

Вот почему так выгодно привлекать независимые лаборатории к контролю качества теплотрасс и так важно полноценно использовать результаты такого сотрудничества.

Ремонт теплотрассы особенности и основные этапы

Оборудование тепло магистралей, как и любое другое, иногда нуждается в ремонте. Главная задача работ по ремонту — раскрытие и удаление поломок в системе для обеспечения её хорошего функционирования. Ремонт тепло магистралей считается комплексом мероприятий, направленных на поддержание, а еще (в большинстве случаев) модернизацию коммуникации или индивидуальных её составляющих.

Ремонт тепло магистралей — мероприятие обязательное, которое можно проводить разнообразными методами

Виды и варианты монтажа систем теплопроводов

Есть два ключевых вида систем теплопроводов:

Полезная информация! Однотрубные системы теплопроводов ложится преимущественно за чертой города, а многотрубные — на территории мегаполисов и прочих населённых пунктов.

Помимо прочего, все зависит от вида материала трубы для строительства теплотрассы разделяют на:

Для утепления готовой коммуникации применяют:

Строительство теплотрасс — это сложный, с технической точки зрения, процесс. Прокладка сегодняшней теплотрассы предполагает наличие специализированных знаний в области строительства, а еще применение разной техники для строительных работ.

Прокладка систем теплопроводов может делаться несколькими вариантами, в зависимости от различных факторов:

Канальный метод подразумевает подготовку канав для трубоукладки

Канальный монтаж теплотрасс

Канальный монтаж предполагает применение специализированных каналов, в которые укладывают трубы системы теплопроводов. Такие каналы, в основном, делаются из подобных материалов:

Рассмотрим важные этапы прокладки в бетонные лотки коммуникаций, осуществляющих перевозку тепла до потребителей:

  1. Обязательно с применением специализированной техники, выкапывают канавы для труб.
  2. Дальше поверхность канала выравнивается и готовятся опалубки.
  3. Выполняется бетонное армирование, из-за чего его технические специфики повышаются. Армирование дает возможность увеличить крепость канала, а еще уменьшить потери тепла в системе.
  4. На трубы наносят краску, которая создает роль защиты от губительного влияния коррозии.
  5. Трубы устанавливают на особые скользящие опоры.
  6. Выполняется тепло- и защита от негативного воздействия влаги трубопровода.
  7. Готовый канал перекрывают плитами и засыпают землёй.
  8. Земля трамбуется и выполняется обустройство участка, на котором происходил монтаж трубопровода.

Монолитно бетонный канал устанавливается намного легче. После того, как канава вырыта, а лотки из железобетона смонтированы, выполняется монтаж трубопровода. После работ связанных с изоляцией канал закрывают и засыпают землёй.

Бесканальный монтаж

Подобный вариант позволяет укладывать магистрали из труб быстрее, чем в других вариантах и считается наиболее распространённым на данное время. Это также связано с небольшим расходом средств и энергии при его проведении.

Бесканальный метод прокладки сетей позволяется применять исключительно в плотных несыпучих грунтах

Рассмотрим важные этапы прокладки трубо-проводов отопления бесканальным способом:

  1. Сначала выкапывается широкий канал.
  2. Днище канавы выравнивается и сыпется песком.
  3. После прокладки труб выполняется работа по изоляции стыков.
  4. Дальше отсыпается песок и канава закрывается защитными плитами.
  5. В конце, как и в предыдущем способе, проводят обустройство участка.

Если например теплотрасса устанавливается таким способом, нужно смотреть на такие моменты:

Монтаж теплотрасс наружного типа

Внешняя (открытая) теплотрасса — это коммуникация, которая устанавливается на земле на специализированных опорах. Строительство теплотрасс наружным методом проходит очень нечасто. Связывают это с тем, что такой монтаж несёт в себе конкретные трудности, особенно с обустраиванием изоляции. Впрочем в определенных случаях данная установка коммуникации считается единственным выходом (к примеру, при густозастроенности участка и наличии разветвлённых подземных сетей).

Там, где нет возможности укладывать теплотрассу под землёй, трубы устанавливают открытым способом

Важно! Обязательно строительство теплотрасс просит составления предварительного проекта. Касается это различных типов прокладки без исключения. Проект должен в себя включать план движения теплотрассы и содержать расположение всех объектов находящихся на улице. Это нужное мероприятие, которое дает возможность заблаговременно высчитать все трудности монтажа для определенной ситуации.

Сам монтаж проходит по предварительному проекту и состоит из 3 важных этапов:

  1. Обязательно устанавливаются опоры подобающей высоты, на которые потом установят трубы.
  2. Производится установка труб.
  3. На трубы устанавливают материал для теплоизоляции.

Ремонт систем теплопроводов

Теплопроводы, смонтированные под землёй, со временем снашиваются, что влечёт за собой появление разных опасных ситуаций. Результаты аварий убираются при помощи ремонта систем теплопроводов, который в себя включает следующие работы:

Работы по ремонту, в основном, проводятся в вариантах, даже в том случае, если приходится иметь дело с ветхими конструкциями. При любых обстоятельствах необходимо понимать, что такое оновление коммуникации выделяется непостоянным эффектом.

Ремонт систем теплопроводов может включать разные работы — от починки индивидуальных элементов системы до полноценной замены протяженных участков труб и оборудования

В большинстве случаев ремонт системы теплопроводов нереален и проходит его полная реконструкция. Для реконструирования нужным шагом считается проектная разработка коммуникации с учитыванием норм и правил существующего закона.

При повторном обнаружении поломки в системе теплопроводов возможна его полнейшая замена. Иначе увеличивается риск появления непредвиденной ситуации. независимо от ситуации, всегда следует производить подготовительный осмотр коммуникации, который поможет обнаружить проблематику и на основании получившейся информации, создать план работ по ремонту.

Осмотр направлен на раскрытие следующих факторов:

Планово-предупредительный ремонт систем теплопроводов

Ключевым моментом в ремонте систем теплопроводов считается оперативное обнаружение поломки в коммуникации. Это предупреждает случайные опасные ситуации и продлевает срок эксплуатации системы в общем. Благодаря этому делаем вывод, что хорошее функционирование теплотрассы будет зависеть не только от выполнения норм эксплуатации, но и от своевременного выполнения планово-предупредительного ремонта (ППР).

В состав ППР входит 4 типа мероприятий:

Постоянные осмотры трубо-проводов дают возможность своевременно выявлять аварийные участки и намечать работы по ремонту

Периодические плановые осмотры делаются по согласованному и утверждённому графику через конкретные временные отрезки. Это мероприятие дает возможность установить, нуждается ли систему теплопроводов в текущем или кап. ремонте.

Профилактические ремонты проводят при помощи выключения некоторых участков коммуникации. Такие работы по ремонту направлены на удаление очень маленьких поломок или на чистку системы.

Необходимо обратить свое внимание! Система ППР подразумевает обустройство специализированного ремонтного участка (базы). Помимо прочего, обязательно должен проводиться качественный контроль, осуществляемых мероприятий связанных с ремонтом.

Классификация работ по ремонту на капитальные и текущие зависит от степени неполадки, а еще рабочего объёма и финансовых затрат. Нынешний ремонт, в основном, выполняется за счёт предприятия. Капитальные ремонты систем теплопроводов делаются за счёт государства. Очень часто, если систему теплопроводов нуждается в кап. ремонте, при ней организовывают цех по ремонту со всем сопутствующим оборудованием.

По системе ППР определяются такие моменты:

Характерности планирования работ по ремонту

Работы по ремонту, которые направлены на удаление поломок в системах теплопроводов, необходимо выполнять если для этого есть необходимость, опираясь на результаты профилактических осмотров и испытаний. Работы по ремонту, в основном, проводятся летом, когда не требуется отапливание помещений для жилья, что считается главной функцией подобной коммуникации.

Плановый ремонт теплотрассы производится в жаркий период времени, когда система не работает и имеется возможность остановить движение среды работы

независимо от ситуации, работы по ремонту проводятся как можно быстрее. Для сокращения продолжительности этого мероприятия рекомендуется исполнять следующие методы ремонта:

Такие способы предполагают замену теплотрассы или вышедшего из строя оборудования на подготовленные аналоги. Для успешного проведения мероприятий связанных с ремонтом крайне важно заблаговременно приготовить всё специальное оборудование, запасные части, материалы и иные нужные устройства.

Читайте также:  Плетение корзинки из газетных трубочек

Составление в год и месячных планов по проведению капитальных работ по ремонту создается, в основном, за 4 месяца до их начала. Мероприятия, которые направлены на модернизацию существующей коммуникации, готовятся за пол года до начала планируемого года.

Шаги ремонта теплотрассы

Ремонт систем теплопроводов считается довольно существенным мероприятием и проходит в согласии со всеми регламентами и правилами, указанными в необходимой документации. Во многих случаях работы по ремонту, которые направлены на удаление поломок в системе, в себя включают такие этапы:

  1. Обнаружение проблемных участков и разных недостатков в системе теплопроводов. Под эти цели применяется необходимое оборудование.
  2. Демонтаж и обрезка перекрытий, в которых были выявлены неполадки.
  3. Очистка канала от всевозможных загрязнений.
  4. Поэтапный монтаж теплотрассы и работы связанные с изоляцией.
  5. Установка подобающей запорно-регулирующей арматуры.

Важно! Текущий и капитальный ремонт теплотрассы создается специализированными бригадами которые занимаются ремонтами, а еще ремонтный штат сотрудников системы теплопроводов. Помимо прочего, нужно чтобы на месте работ по ремонту присутствовал эксплуатационный штат сотрудников. Руководителем работ по ремонту в большинстве случаев выступает начальник района.

  1. Гидравлические проверки трубопровода и деталей.
  2. Монтаж защитных перекрытий (плит).
  3. Установка защиты от негативного воздействия влаги.

После выполнения всех перечисленных выше пунктов, выполняется засыпание ямы песком и землёй и дальнейшая утрамбовка. Сверху кладут гравийным слоем и заливают его бетоном. В зависимости от определенного случая цена на ремонт или замену системы теплопроводов может быть самой разной.

Ремонт теплотрассы: планирование, особенности и основные этапы

Оборудование тепловых сетей, как и любое другое, периодически нуждается в ремонте. Основная задача ремонтных работ — выявление и устранение неполадок в системе для обеспечения её нормального функционирования. Ремонт тепловых сетей является комплексом мероприятий, которые направлены на поддержание, а также (в некоторых случаях) модернизацию коммуникации или отдельных её составляющих.

Ремонт тепловых сетей — обязательное мероприятие, которое можно проводить разными методами

Виды и способы монтажа теплосетей

Существует два основных вида теплосетей:

Полезная информация! Однотрубные теплосети прокладывается преимущественно за городской чертой, а многотрубные — на территории городов и других населённых пунктов.

Кроме этого, в зависимости от вида материала трубы для строительства теплотрассы делятся на:

Для теплоизоляции готовой коммуникации используют:

Строительство теплотрасс — это довольно сложный, с технической точки зрения, процесс. Прокладка современной теплотрассы подразумевает наличие специальных знаний в строительной области, а также использование различной строительной техники.

Прокладка теплосетей может выполняться несколькими способами, в зависимости от различных факторов:

Канальный метод предполагает подготовку траншей для укладки труб

Канальный монтаж теплотрасс

Канальный монтаж подразумевает использование специальных каналов, в которые прокладывают трубы теплосети. Такие каналы, как правило, выполняются из таких материалов:

Рассмотрим основные этапы прокладки в бетонные каналы коммуникаций, осуществляющих транспортировку тепла до потребителей:

  1. В первую очередь с использованием специальной техники, выкапывают траншеи под трубы.
  2. Далее поверхность канала выравнивается и подготавливаются опалубки.
  3. Производится армирование бетона, в результате чего его технические характеристики повышаются. Армирование позволяет повысить прочность канала, а также снизить тепловые потери в системе.
  4. На трубы наносят краску, которая выполняет функцию защиты от губительного воздействия коррозии.
  5. Трубы монтируют на специальные скользящие опоры.
  6. Производится тепло- и гидроизоляция трубопровода.
  7. Готовый канал перекрывают плитами и засыпают землёй.
  8. Земля утрамбовывается и производится благоустройство участка, на котором происходил монтаж трубопровода.

Железобетонный канал монтируется гораздо проще. После того, как траншея вырыта, а железобетонные лотки смонтированы, производится монтаж трубопровода. После изоляционных работ канал закрывают и засыпают землёй.

Бесканальный монтаж

Такой способ позволяет прокладывать трубопроводы быстрее, чем в остальных случаях и является наиболее распространённым на сегодняшний день. Это также связано с минимальным расходом средств и энергии при его проведении.

Бесканальный метод прокладки сетей разрешается использовать только в плотных несыпучих грунтах

Рассмотрим основные этапы прокладки трубопроводов отопления бесканальным способом:

  1. Вначале выкапывается широкий канал.
  2. Дно траншеи выравнивается и засыпается песком.
  3. После прокладки труб производится работа по изоляции стыков.
  4. Далее отсыпается песок и траншея закрывается защитными плитами.
  5. В конце, как и в предыдущем способе, проводят благоустройство участка.

В случае если теплотрасса монтируется этим методом, необходимо обращать внимание на следующие моменты:

Монтаж теплотрасс наружного типа

Наружная (открытая) теплотрасса — это коммуникация, которая монтируется на поверхности земли на специальных опорах. Строительство теплотрасс наружным методом проводится крайне редко. Это связано с тем, что такой монтаж несёт в себе определённые сложности, особенно с обустройством изоляции. Однако в некоторых случаях такая установка коммуникации является единственным выходом (например, при густозастроенности участка и наличии разветвлённых подземных сетей).

Там, где нет возможности прокладывать теплотрассу под землей, трубы монтируют открытым способом

Важно! В первую очередь строительство теплотрасс требует составления предварительного проекта. Это касается всех типов прокладки без исключения. Проект должен включать в себя план следования теплотрассы и содержать расположение всех уличных объектов. Это необходимое мероприятие, которое позволяет заранее рассчитать все сложности монтажа для конкретной ситуации.

Сам монтаж проходит по предварительному проекту и состоит из 3 основных этапов:

  1. В первую очередь монтируются опоры соответствующей высоты, на которые впоследствии установят трубы.
  2. Выполняется установка труб.
  3. На трубы устанавливают теплоизоляционный материал.

Ремонт теплосетей

Теплопроводы, смонтированные под землёй, рано или поздно изнашиваются, что влечёт за собой возникновение различных аварийных ситуаций. Последствия аварий устраняются посредством ремонта теплосетей, который включает в себя следующие работы:

Ремонтные работы, как правило, проводятся в случаях, даже если приходится иметь дело с ветхими конструкциями. В любом случае стоит понимать, что такое обновление коммуникации отличается временным эффектом.

Ремонт теплосетей может включать различные работы — от починки отдельных элементов системы до полной замены протяженных участков труб и оборудования

В некоторых случаях ремонт теплосети невозможен и проводится его полная реконструкция. Для реконструирования необходимым шагом является разработка проекта коммуникации с учётом норм и правил действующего законодательства.

При повторном выявлении неисправности в теплосети возможна его полная замена. Иначе повышается риск возникновения аварийной ситуации. Независимо от ситуации, всегда необходимо производить предварительный осмотр коммуникации, который поможет выявить проблему и на основании полученной информации, разработать план ремонтных работ.

Осмотр направлен на выявление следующих факторов:

Планово-предупредительный ремонт теплосетей

Очень важным моментом в ремонте теплосетей является своевременное обнаружение неисправности в коммуникации. Это предупреждает неожиданные аварийные ситуации и увеличивает эксплуатационный срок системы в целом. В результате этого можно сделать вывод, что нормальное функционирование теплотрассы зависит не только от соблюдения эксплуатационных норм, но и от своевременного выполнения планово-предупредительного ремонта (ППР).

В состав ППР входит 4 типа мероприятий:

Регулярные осмотры трубопроводов позволяют вовремя выявлять аварийные участки и планировать ремонтные работы

Периодические плановые осмотры выполняются по согласованному и утверждённому графику через определённые временные отрезки. Это мероприятие позволяет установить, нуждается ли теплосеть в текущем или капитальном ремонте.

Профилактические ремонты проводят посредством отключения отдельных участков коммуникации. Такие ремонтные работы направлены на устранение мелких неполадок или на очистку системы.

Обратите внимание! Система ППР предполагает обустройство специального ремонтного участка (базы). Кроме этого, в обязательном порядке должен проводиться контроль качества, выполняемых ремонтных мероприятий.

Классификация ремонтных работ на капитальные и текущие зависит от степени поломки, а также объёма работ и материальных затрат. Текущий ремонт, как правило, производится за счёт предприятия. Капитальные ремонты теплосетей выполняются за счёт государства. В большинстве случаях, если теплосеть нуждается в капитальном ремонте, при ней организовывают ремонтный цех со всем необходимым оборудованием.

По системе ППР определяются следующие моменты:

Особенности планирования ремонтных работ

Ремонтные работы, направленные на устранение неполадок в теплосетях, требуется выполнять по мере необходимости, опираясь на результаты профилактических осмотров и испытаний. Ремонтные работы, как правило, проводятся в летний период, когда не требуется отапливание жилых помещений, что является основной функцией такой коммуникации.

Плановый ремонт теплотрассы производится в теплое время года, когда система не работает и есть возможность остановить движение рабочей среды

Независимо от ситуации, ремонтные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Для сокращения длительности этого мероприятия рекомендуется выполнять следующие методы ремонта:

Эти методы подразумевают замену теплотрассы или вышедшего из строя оборудования на подготовленные аналоги. Для успешного проведения ремонтных мероприятий очень важно заранее подготовить всё необходимое оборудование, запасные части, материалы и другие необходимые приспособления.

Составление годовых и месячных планов по проведению капитальных ремонтных работ выполняется, как правило, за 4 месяца до их начала. Мероприятия, которые направлены на модернизацию существующей коммуникации, подготавливаются за 6 месяцев до начала планируемого года.

Этапы ремонта теплотрассы

Ремонт теплосетей является очень важным мероприятием и проводится в соответствии со всеми нормами и правилами, указанными в соответствующей документации. В большинстве случаев ремонтные работы, направленные на устранение неполадок в системе, включают в себя следующие этапы:

  1. Обнаружение проблемных участков и различных дефектов в теплосети. Для этих целей используется специальное оборудование.
  2. Демонтаж и обрезка перекрытий, в которых были выявлены поломки.
  3. Очистка канала от различных загрязнений.
  4. Поэтапный монтаж теплотрассы и изоляционные работы.
  5. Установка соответствующей запорно-регулирующей арматуры.

Важно! Капитальный и текущий ремонт теплотрассы выполняется специальными ремонтными бригадами, а также ремонтный персонал теплосети. Кроме этого, необходимо чтобы на месте ремонтных работ присутствовал эксплуатационный персонал. Руководителем ремонтных работ обычно выступает начальник района.

  1. Гидравлические испытания трубопровода и комплектующих.
  2. Монтаж защитных перекрытий (плит).
  3. Установка гидроизоляции.

После выполнения всех вышеперечисленных пунктов, производится засыпание ямы песком и землёй и последующая утрамбовка. Сверху укладывают слой гравия и заливают его бетоном. В зависимости от конкретного случая стоимость на ремонт или замену теплосети может быть разной.

Ремонт теплотрассы: особенности и основные этапы

Cкачать бесплатно Основные технологические требования по ремонту тепловых сетей в архиве .zip (14 кБт)

От редакции: Основные технологические требования по ремонту тепловых сетей разбросаны по различным нормативным документам. Для ознакомления с ними обычно необходимо значительное количество времени. Поэтому для удобства работы ниже приведена выборка всех этих требований, составленная Главным государственным инспектором по энергетическому надзору А.Ф.Васильевым (Ивгосэнергонадзор).

Основные технологические требования по ремонту тепловых сетей

Выполнение настоящих требований обязательно для всех организаций, выполняющих работы по монтажу и капитальному ремонту теплотрасс, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

1. Предприятием тепловых сетей (ПТС) до начала ремонтных работ разрабатывается проект капитального ремонта (ПКР) и проект организации строительства (ПОС).

За дней ПКР передается организации, выполняющей капитальный ремонт сетей. На основе ПКР ремонтная организация разрабатывает проект производства работ (ППР) и согласовывает его с субподрядными организациями. ППР утверждается ПТС за .дней до начала работ. Разрешение на производство работ выдается лишь при наличии ППР и журнала производства работ (Л. 1, п. 4.7.11). После вскрытия трассы необходимо проверить соответствие фактической трассы ПКР, при необходимости скорректировать ПКР.

2. Земляные работы.

Производятся по специальному разрешению (ордеру) на производство земляных работ, выдаваемому административно-технической инспекцией по благоустройству администрации города. (Л. 1, п. 4.6.4).

2.1. Вскрытие каналов.

В местах прохождения коммуникаций работы ведутся вручную, далее – землеройной техникой. Грунт из канала выбирается до плит перекрытия (с одновременной подчисткой вручную) по конфигурации поперечного сечения.

В местах, указанных на плане, через траншеи выполняются настилы с перилами для переходов согласно нормам ТБ.

2.2. Засыпка каналов грунтом.

К засыпке приступают при наличии оформленных и подписанных актов на скрытые работы и гидравлическое испытание трубопроводов. (Л.1,п.4.7.12). Вначале производится засыпка и утрамбовка пазух канала, затем засыпка самого канала с послойной тромбовкой в соответствии с ППР. Над каналом выполняется плавно расходящееся в обе стороны возвышение. Подписывается акт приемки территории в административно-технической инспекции г. Иваново.

3. Ремонт каналов и тепловых камер.

3.1. Подготовительные работы. Удалить воду из канала и тепловой камеры. Убедиться в том, что не произойдет обрушение грунта, при необходимости укрепить стенки откосов траншеи в соответствии с ППР. Проверить надежность ограждения рабочей зоны. Установить лестницы для спуска в канал. Укрепить неустойчивые стенки канала распорками.

3.2. Вскрытие канала.

Очистить от грунта и осмотреть плиты перекрытия. Произвести отбраковку плит перекрытий, имеющих повреждения.

Произвести демонтаж плит перекрытия. Плиты весом до 100 кг складировать вдоль траншеи, прислонив к откосу с углом не менее 30 О . Плиты большого веса складируются в стопу в перехлест.

3.3. Инструментальная проверка уклона дна канала производится в соответствии с ПКР. Уклон должен быть не менее 0,002. Уклон тепловых сетей к отдельным зданиям принимается от здания к ближайшей камере. При необходимости выровнять дно канала и произвести повторную проверку уклона (Л. 2, п. 6.6).

3.4. Ремонт каналов.

Уплотнить швы между стеновыми блоками цементным раствором М-50. Поврежденные блоки удалить.

Установить на место смещенные стеновые блоки, уплотнить швы между основанием и стенами канала цементным раствором марки М-50. При применении цементных растворов и бетона необходима выдержка в течение 48 часов.

3.4.2. Канал из лотков КЛс.

Лотки, не подлежащие восстановлению, удалить из канала. Поврежденные лотки восстановить бетоном М-200 с применением опалубки. Верхние лотки укладывать с применением фиксирующих скоб на слой цементного раствора. Стыки уплотнить цементным раствором М-50.

3.4.3. Канал из кирпича.

Разрушенный кирпич удалить.

Восстановить кладку стенок.

Разобрать и восстановить стенки с отклонением от прямолинейности. Кладка выполняется на цементном растворе М-50.

При укладке новых элементов каналов или прокладке новых каналов выполняется обмазочная гидроизоляция битумом (Л. 2., п. 9.5).

3.6. Щитовые неподвижные опоры изготавливаются только с воздушным зазором между трубопроводами и опорой. Внизу опор выполняются отверстия размером 150х200 мм, обеспечивающие сток воды (Л. 2, п. 9.13).

Перед щитовыми опорами по уклону трассы выполняются люки для контроля и прочистки отверстий в соответствии с ПКР.

3.7. Из приямков камер, расположенных в нижних точках трассы, предусматривается самотечный отвод воды в сбросные колодцы в соответствии с ПКР (Л. 2, п. 9.18).

3.8. Укладка плит перекрытий выполняется с уклоном поперек канала на цементный раствор М-50. Такелажные петли пригибаются и промазываются битумом.

При прокладке не под дорогами и тротуарами с твердым покрытием выполняется оклеенная гидроизоляция плит перекрытия из битумных рулонных материалов (Л. 2, п. 9.18.).

3.9. Контроль выполненных работ.

Все замечания, выявленные при производстве работ, записываются в журнал производства работ.

В процессе производства работ производится промежуточная приемка с составлением актов:

– устройства оснований траншей;

– монтажа строительных конструкций, заделки и омоноличивания стыков;

– гидроизоляции строительных конструкций;

– дренажные устройства (Л. 1, п. 4.7.12). Форма акта дана в приложении 1.

– 4. Ремонт трубопроводов.

4.1. Демонтаж труб.

Демонтировать старые трубы. Снять тепловую изоляцию (тепловая изоляция из минераловатных плит и стекловолокна подлежит утилизации в специально отведенных местах).

Категорически запрещается оставлять остатки тепловой изоляции на местах производства работ или закапывать в грунт! Размер демонтированных участков труб определяется размерами кузова автомобиля (но не более 12 м).

Фланцы и задвижки, пригодные для дальнейшего использования, отправить в ремонт.

4.2.1. Трубы перед установкой очистить внутри и снаружи от загрязнений. Произвести наружный осмотр с целью выявления возможных дефектов (овальности, вмятин, забоин, коррозии).

Подготовленные к монтажу трубы уложить вдоль канала на временные опоры.

Сварка, нанесение антикоррозионного покрытия и тепловой изоляции труб производится до их установки в канал! (Л. 3, п. 2.9).

4.2.2. Сварка труб. (Л. 4, п. 5.3-5.10).

Читайте также:  Насос для котельной установки: сетевой, подпиточный (питательный)

Зачистить (на 10 мм от торца) и подготовить концы труб под сварку. Сварку труб производить на временных опорах с поворотом вокруг оси. Электросварные трубы, имеющие продольный шов (прямошовные), свариваются со смещением швов не менее 100 мм. Расстояние между поперечными сварными стыками (по оси стыка) должно быть не менее 100 мм.

Подвижные опоры трубопроводов привариваются так, чтобы они прилегали к опорным поверхностям конструкций без зазора и перекоса. Расстояние от сварного стыка до края опоры должно быть не менее 200 мм. Расстояние от начала гиба (закругления) до оси поперечного шва должно быть не менее 100 мм.

Сварщик должен выбивать или наплавлять клеймо на расстоянии 30-50 мм от стыка со стороны, доступной для осмотра.

Способы сварки, а также типы, конструктивные элементы и размеры сварных соединений стальных трубопроводов должны выбираться в соответствии с инструкцией по сварке и ППР.

Сборку стыков труб под сварку следует производить с помощью монтажных центровочных приспособлений.

При сборке стыков с помощью прихваток их число должно быть для труб диаметром до 100 мм – 1-2, диаметром свыше 100 до 426 мм – 3-4, свыше 426 мм прихватки следует располагать через каждые 300-400 мм по окружности. Прихватки должны быть расположены равномерно по периметру стыка. Протяженность одной прихватки для труб диаметром до 100 мм – 10-20 мм, диаметром от 100 до 426 мм – 20-40 мм, свыше 426 мм – 30-40 мм.

Сварка при отрицательной температуре трубопроводов, на которые распространяются требования Правил Госгортехнадзора РФ, должна выполняться с соблюдением требований этих Правил.

При наложении основного шва необходимо полностью перекрыть и переварить прихватки.

При дожде, ветре и снегопаде сварочные работы могут выполняться только при условии защиты сварщика и места сварки.

4.3.2. Контроль качества сварочных работ (Л. 4, п. 5.12-5.26).

а) Проверка аттестации сварщиков.

б) Проверка исправности сварочного оборудования.

в) Входной контроль каждой партии сварочных материалов (электродов, сварочной проволоки, флюсов, защитных газов).

г) Внешний осмотр сварных соединений и измерение размеров шва. Перед осмотром сварной шов и прилегающие к нему поверхности труб очищаются от шлака, брызг расплавленного металла, окалины и др. на ширину не менее 20 мм.

Результаты внешнего осмотра и измерение размеров считаются удовлетворительными, если:

– отсутствуют трещины, надрезы, наплывы, прожоги, незаваренные кратеры и свищи;

– размеры и количество объемных включений и западаний между валиками не превышают значений, приведенных в инструкции по сварке.

Стыки, не удовлетворяющие перечисленным требованиям, подлежат исправлению или удалению.

д) Проверка качества сварки неразрушающими методами контроля.

Проверка поперечных стыковых сварных соединений проводится в объеме не менее 3% (но не менее 2 стыков) от общего числа однотипных стыков трубопровода, выполненных по всей длине соединения каждым сварщиком, а также все угловые сварные соединения трубопроводов с внутренним диаметром привариваемых труб более 100 мм и более. Неразрушающим методом контроля следует подвергать 100% сварных соединений трубопроводов, прокладываемых под проезжей частью дорог, в футлярах, тоннелях совместно с другими инженерными коммуникациями, а также при пересечениях:

– железных дорог и трамвайных путей – на расстояние не менее 4 м;

– автодорог – на расстоянии не менее 2 м от края проезжей части;

– кабелей силовых, контрольных и связи – на расстоянии не менее 2 м;

– газопроводов – на расстоянии не менее 4 м;

– зданий и сооружений – на расстоянии не менее 5 м от стен и фундаментов.

Результаты контроля сварных стыков неразрушающими методами оформляются протоколом.

е) Составляется акт контроля сварочных соединений.

4.3. Защита от наружной коррозии.

4.3.1. Антикоррозионное покрытие.

а) Подготовка и зачистка поверхности трубопроводов с применением пескоструйных установок, механических щеток или преобразователей ржавчины (Л. 5, п. 2.2).

б) Нанесение защитного покрытия в соответствии с ППР.

в) Контроль качества: наружный осмотр, контроль сплошности, проверка адгезии (сцепление покрытия с основанием), измерение толщины покрытия с оформлением протокола.

Измерение толщины антикоррозийных покрытий в диапазоне от 0 до 3 мм производится магнитными измерителями толщины, для измерения толщины более 3 мм следует использовать штангенциркули. Сплошность покрытия контролируется с помощью специально предназначенных для этого дефектоскопов.

Определение адгезии антикоррозионных покрытий производится по методу решетчатых надрезов. Сущность метода заключается в нанесении на покрытие решетчатых надрезов и визуальной оценке по четырехбалльной системе состояния покрытия после нанесения надрезов. (Д. 7, п. 2.2.1, 22.2, 2.2.5).

Результаты контроля качества работ заносятся в журнал производства антикоррозионных работ (Л. 5, п.10.12-10.14). Подлежат промежуточной приемке с оформлением актов:

– подготовка поверхности трубопровода для нанесения покрытия;

– каждое полностью законченное промежуточное покрытие одного вида (независимо от числа нанесенных слоев).

После окончания всех работ по защите от коррозии производится освидетельствование и приемка защитного покрытия в целом с оформлением акта.

4.3.2. Электрохимическая защита.

Защита трубопроводов тепловых сетей от коррозии блуждающими токами выполняется в соответствии с проектом защиты трубопроводов от электрохимической коррозии.

4.4. Тепловая изоляция.

Тепловая изоляция выполняется в соответствии с ПКР.

Для покровного слоя применяется рубероид с закреплением оцинкованной проволокой. Покровный слой должен плотно прилегать к тепловой изоляции с тщательным уплотнением стыков с их проклейкой (Л. З, п. 2.32). Запрещается применение минераловатных плит без защиты их от увлажнения!

Монтаж теплоизоляционных конструкций и покровных оболочек необходимо начинать от разгрузочных устройств, фланцевых соединений, криволинейных участков (отводов) и фасонных частей и проводить в направлении, противоположном уклону, а на вертикальных участках – снизу вверх.

Для изоляции фланцевых соединений, арматуры, сальниковых и сильфонных компенсаторов трубопроводов изготовляются съемные теплоизоляционные конструкции (Л. 6, п. 2.9). Приемка тепловой изоляции оформляется актом.

4.5. Монтаж трубопровода.

4.5.1. Укладка готового трубопровода в канал производится по технологии, предусмотренной ППР и исключающей возникновение остаточных деформаций в трубопроводах, нарушение целостности противокоррозионного покрытия и тепловой изоляции путем применения соответствующих монтажных приспособлений, правильной расстановки одновременно работающих грузоподъемных машин и механизмов (Л. 4, п. 4.3).

4.5.2. Прокладку трубопроводов в пределах щитовой опоры необходимо выполнять с применением труб максимальной поставочной длины.

Крутоизогнутые и штампованные отводы трубопроводов разрешается сваривать между собой без прямого участка.

Приварка патрубков и отводов в сварные стыки и гнутые элементы не допускается.

4.5.3. При монтаже трубопроводов подвижные опоры должны быть смещены относительно проектного положения на расстояние, указанное в рабочих чертежах, в сторону, обратную перемещению трубопровода в рабочем состоянии (Л. 4, п. 4.6).

4.5.4. Трубопроводную арматуру надлежит монтировать в закрытом состоянии. Фланцевые и приварные соединения арматуры должны быть выполнены без натяга трубопроводов.

4.5.5. Сильфонные (волнистые) и сальниковые компенсаторы следует монтировать в собранном виде.

Установка компенсаторов в проектное положение допускается только после выполнения предварительных испытаний трубопроводов на прочность и герметичность.

Осевые сильфонные и сальниковые компенсаторы следует устанавливать на трубопроводы без перелома осей компенсаторов и осей трубопроводов.

Строповку компенсаторов следует производить только за патрубки.

4.5.6. Растяжку П-образного компенсатора следует выполнять после окончания монтажа трубопровода, контроля сварных стыков (кроме замыкающих стыков, используемых для натяжения) и закрепления конструкций неподвижных опор.

Растяжка компенсатора должна быть произведена на величину, указанную в рабочих чертежах.

Растяжку компенсатора необходимо выполнять одновременно с двух сторон на стыках, расположенных на расстоянии не менее 20 и не более 40 диаметров трубопровода от оси симметрии компенсатора, с помощью стяжных устройств (Л. 4, п. 4.13).

О проведении растяжки компенсаторов составляется акт.

4.5.7. Проверяются уклоны трубопровода, отклонение от проектного допускается на величину + 0,0005 (Л.4, п.4.15)

5. Предварительные испытания трубопроводов (Л.4, п.8.1-8.9).

5.1. Предварительные испытания трубопроводов на прочность и герметичность производятся до установки сальниковых (сильфонных) компенсаторов и секционирующих задвижек.

Предварительные испытания выполняют, как правило, гидравлическим способом. При отрицательных температурах наружного воздуха и невозможности подогрева воды допускается в соответствии с ППР выполнение предварительных испытаний пневматическим способом.

5.2. Трубопроводы водяных тепловых сетей следует испытывать давлением, не менее 1.25 рабочего.

Величина пробного давления и технологическая схема, регламентирующая технологию и технику безопасности при проведении работ, выбираются в соответствии с ППР.

5.3. Перед проведением испытаний надлежит:

– отключить заглушками испытываемые трубопроводы от действующих и от первой запорной арматуры, установленной в здании (сооружении);

– установить заглушки на концах испытываемых трубопроводов;

– открыть полностью арматуру и байпасные линии.

Использование запорной арматуры для отключения испытываемых трубопроводов не разрешается!

Одновременные предварительные испытания нескольких трубопроводов на прочность и герметичность допускается производить в случаях, обоснованных ППР.

5.4. Измерение давления при выполнении испытаний трубопроводов производится по аттестованным в обязательном порядке двум (один – контрольный) пружинным манометрам класса не ниже 1,5 с диаметром корпуса не менее 160 мм и шкалой с номинальным давлением 4/3 измеряемого.

5.5. О результатах испытаний трубопроводов на прочность и герметичность составляется акт.

1. Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений, электростанций и сетей. РДПр 34-38-030-92.

2. СНиП 2.04.07-86* Тепловые сети.

3. СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия.

4. СНиП 3.05.03-85 Тепловые сети.

5. СНиП 3.04.03-85 Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии.

6. СНиП 2.04.14-88 Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов.

7. Правила и нормы по защите трубопроводов тепловых сетей от электрохимической коррозии. РД 34.20.520-96.

Ремонт теплотрассы: планирование, особенности и основные этапы

Оборудование тепловых сетей, как и любое другое, периодически нуждается в ремонте. Основная задача ремонтных работ — выявление и устранение неполадок в системе для обеспечения её нормального функционирования. Ремонт тепловых сетей является комплексом мероприятий, которые направлены на поддержание, а также (в некоторых случаях) модернизацию коммуникации или отдельных её составляющих.

Ремонт тепловых сетей — обязательное мероприятие, которое можно проводить разными методами

Виды и способы монтажа теплосетей

Существует два основных вида теплосетей:

Полезная информация! Однотрубные теплосети прокладывается преимущественно за городской чертой, а многотрубные — на территории городов и других населённых пунктов.

Кроме этого, в зависимости от вида материала трубы для строительства теплотрассы делятся на:

Для теплоизоляции готовой коммуникации используют:

Строительство теплотрасс — это довольно сложный, с технической точки зрения, процесс. Прокладка современной теплотрассы подразумевает наличие специальных знаний в строительной области, а также использование различной строительной техники.

Прокладка теплосетей может выполняться несколькими способами, в зависимости от различных факторов:

Канальный метод предполагает подготовку траншей для укладки труб

Канальный монтаж теплотрасс

Канальный монтаж подразумевает использование специальных каналов, в которые прокладывают трубы теплосети. Такие каналы, как правило, выполняются из таких материалов:

Рассмотрим основные этапы прокладки в бетонные каналы коммуникаций, осуществляющих транспортировку тепла до потребителей:

  1. В первую очередь с использованием специальной техники, выкапывают траншеи под трубы.
  2. Далее поверхность канала выравнивается и подготавливаются опалубки.
  3. Производится армирование бетона, в результате чего его технические характеристики повышаются. Армирование позволяет повысить прочность канала, а также снизить тепловые потери в системе.
  4. На трубы наносят краску, которая выполняет функцию защиты от губительного воздействия коррозии.
  5. Трубы монтируют на специальные скользящие опоры.
  6. Производится тепло- и гидроизоляция трубопровода.
  7. Готовый канал перекрывают плитами и засыпают землёй.
  8. Земля утрамбовывается и производится благоустройство участка, на котором происходил монтаж трубопровода.

Железобетонный канал монтируется гораздо проще. После того, как траншея вырыта, а железобетонные лотки смонтированы, производится монтаж трубопровода. После изоляционных работ канал закрывают и засыпают землёй.

Бесканальный монтаж

Такой способ позволяет прокладывать трубопроводы быстрее, чем в остальных случаях и является наиболее распространённым на сегодняшний день. Это также связано с минимальным расходом средств и энергии при его проведении.

Бесканальный метод прокладки сетей разрешается использовать только в плотных несыпучих грунтах

Рассмотрим основные этапы прокладки трубопроводов отопления бесканальным способом:

  1. Вначале выкапывается широкий канал.
  2. Дно траншеи выравнивается и засыпается песком.
  3. После прокладки труб производится работа по изоляции стыков.
  4. Далее отсыпается песок и траншея закрывается защитными плитами.
  5. В конце, как и в предыдущем способе, проводят благоустройство участка.

В случае если теплотрасса монтируется этим методом, необходимо обращать внимание на следующие моменты:

Монтаж теплотрасс наружного типа

Наружная (открытая) теплотрасса — это коммуникация, которая монтируется на поверхности земли на специальных опорах. Строительство теплотрасс наружным методом проводится крайне редко. Это связано с тем, что такой монтаж несёт в себе определённые сложности, особенно с обустройством изоляции. Однако в некоторых случаях такая установка коммуникации является единственным выходом (например, при густозастроенности участка и наличии разветвлённых подземных сетей).

Там, где нет возможности прокладывать теплотрассу под землей, трубы монтируют открытым способом

Важно! В первую очередь строительство теплотрасс требует составления предварительного проекта. Это касается всех типов прокладки без исключения. Проект должен включать в себя план следования теплотрассы и содержать расположение всех уличных объектов. Это необходимое мероприятие, которое позволяет заранее рассчитать все сложности монтажа для конкретной ситуации.

Сам монтаж проходит по предварительному проекту и состоит из 3 основных этапов:

  1. В первую очередь монтируются опоры соответствующей высоты, на которые впоследствии установят трубы.
  2. Выполняется установка труб.
  3. На трубы устанавливают теплоизоляционный материал.

Ремонт теплосетей

Теплопроводы, смонтированные под землёй, рано или поздно изнашиваются, что влечёт за собой возникновение различных аварийных ситуаций. Последствия аварий устраняются посредством ремонта теплосетей, который включает в себя следующие работы:

Ремонтные работы, как правило, проводятся в случаях, даже если приходится иметь дело с ветхими конструкциями. В любом случае стоит понимать, что такое обновление коммуникации отличается временным эффектом.

Ремонт теплосетей может включать различные работы — от починки отдельных элементов системы до полной замены протяженных участков труб и оборудования

В некоторых случаях ремонт теплосети невозможен и проводится его полная реконструкция. Для реконструирования необходимым шагом является разработка проекта коммуникации с учётом норм и правил действующего законодательства.

При повторном выявлении неисправности в теплосети возможна его полная замена. Иначе повышается риск возникновения аварийной ситуации. Независимо от ситуации, всегда необходимо производить предварительный осмотр коммуникации, который поможет выявить проблему и на основании полученной информации, разработать план ремонтных работ.

Осмотр направлен на выявление следующих факторов:

Планово-предупредительный ремонт теплосетей

Очень важным моментом в ремонте теплосетей является своевременное обнаружение неисправности в коммуникации. Это предупреждает неожиданные аварийные ситуации и увеличивает эксплуатационный срок системы в целом. В результате этого можно сделать вывод, что нормальное функционирование теплотрассы зависит не только от соблюдения эксплуатационных норм, но и от своевременного выполнения планово-предупредительного ремонта (ППР).

В состав ППР входит 4 типа мероприятий:

Регулярные осмотры трубопроводов позволяют вовремя выявлять аварийные участки и планировать ремонтные работы

Периодические плановые осмотры выполняются по согласованному и утверждённому графику через определённые временные отрезки. Это мероприятие позволяет установить, нуждается ли теплосеть в текущем или капитальном ремонте.

Профилактические ремонты проводят посредством отключения отдельных участков коммуникации. Такие ремонтные работы направлены на устранение мелких неполадок или на очистку системы.

Обратите внимание! Система ППР предполагает обустройство специального ремонтного участка (базы). Кроме этого, в обязательном порядке должен проводиться контроль качества, выполняемых ремонтных мероприятий.

Классификация ремонтных работ на капитальные и текущие зависит от степени поломки, а также объёма работ и материальных затрат. Текущий ремонт, как правило, производится за счёт предприятия. Капитальные ремонты теплосетей выполняются за счёт государства. В большинстве случаях, если теплосеть нуждается в капитальном ремонте, при ней организовывают ремонтный цех со всем необходимым оборудованием.

По системе ППР определяются следующие моменты:

Особенности планирования ремонтных работ

Ремонтные работы, направленные на устранение неполадок в теплосетях, требуется выполнять по мере необходимости, опираясь на результаты профилактических осмотров и испытаний. Ремонтные работы, как правило, проводятся в летний период, когда не требуется отапливание жилых помещений, что является основной функцией такой коммуникации.

Читайте также:  Панно из плитки на кухне — рассмотрим суть

Плановый ремонт теплотрассы производится в теплое время года, когда система не работает и есть возможность остановить движение рабочей среды

Независимо от ситуации, ремонтные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Для сокращения длительности этого мероприятия рекомендуется выполнять следующие методы ремонта:

Эти методы подразумевают замену теплотрассы или вышедшего из строя оборудования на подготовленные аналоги. Для успешного проведения ремонтных мероприятий очень важно заранее подготовить всё необходимое оборудование, запасные части, материалы и другие необходимые приспособления.

Составление годовых и месячных планов по проведению капитальных ремонтных работ выполняется, как правило, за 4 месяца до их начала. Мероприятия, которые направлены на модернизацию существующей коммуникации, подготавливаются за 6 месяцев до начала планируемого года.

Этапы ремонта теплотрассы

Ремонт теплосетей является очень важным мероприятием и проводится в соответствии со всеми нормами и правилами, указанными в соответствующей документации. В большинстве случаев ремонтные работы, направленные на устранение неполадок в системе, включают в себя следующие этапы:

  1. Обнаружение проблемных участков и различных дефектов в теплосети. Для этих целей используется специальное оборудование.
  2. Демонтаж и обрезка перекрытий, в которых были выявлены поломки.
  3. Очистка канала от различных загрязнений.
  4. Поэтапный монтаж теплотрассы и изоляционные работы.
  5. Установка соответствующей запорно-регулирующей арматуры.

Важно! Капитальный и текущий ремонт теплотрассы выполняется специальными ремонтными бригадами, а также ремонтный персонал теплосети. Кроме этого, необходимо чтобы на месте ремонтных работ присутствовал эксплуатационный персонал. Руководителем ремонтных работ обычно выступает начальник района.

  1. Гидравлические испытания трубопровода и комплектующих.
  2. Монтаж защитных перекрытий (плит).
  3. Установка гидроизоляции.

После выполнения всех вышеперечисленных пунктов, производится засыпание ямы песком и землёй и последующая утрамбовка. Сверху укладывают слой гравия и заливают его бетоном. В зависимости от конкретного случая стоимость на ремонт или замену теплосети может быть разной.

Реконструкция теплотрасс

Реконструкция теплотрасс является комплексом заранее планируемых мероприятий, основной задачей которых служит повышение эффективности передачи тепла от поставщика тепловой энергии к ее потребителю. Все действия в этом направлении выполняются по отдельному проекту в четком соответствии строительным и законодательным нормам. Итогом проведения данных мероприятий является снижение себестоимости передачи тепловой энергии при повышении ее качества за счет внедрения передовых технологий, использования современных материалов и оборудования, как в отдельных модулях сети, так и в рамках всей системы.

Фото объектов

САО, ул. Беломорская

САО, ул. Смольная

СВАО, ул. Угличская

СВАО, ул. Псковская

ЦАО, ул. Земляной Вал

Объекты на карте

Видео компании “ПРОМСТРОЙ”

«Техническое обслуживание тепловых пунктов»

Смотреть 11 видеоуроков от специалистов компании ПРОМСТРОЙ

Посмотреть другие видео

Что такое тепловой пункт?

ТО №1 теплового пункта

ТО №2 теплового пункта

Что включается в понятие теплотрасса?

Под теплотрассой принято понимать совокупность трубопроводов и инженерных элементов, которые обеспечивают поступление тепловой энергии от ее производителя на объекты потребления, в том числе:

Мероприятия по модернизации данных элементов позволяют вывести всю систему на технически современный уровень.

Выберите калькулятор для расчета стоимости работ

В чем состоят отличия между ремонтом теплотрасс и их реконструкцией?

Вопрос разграничения видов работ в отношении теплотрасс во многих случаях является принципиальным, поскольку напрямую связан с различием в порядке финансового учета действий и изменением размера налогооблагаемой базы предприятия, являющего собственником данного объекта.

Среди ключевых различий между ремонтом и реконструкцией можно выделить следующие моменты.

  1. Вызваны ли работы такими причинами, как:
    • устранение текущих неисправностей в связи с возникновением аварийной ситуации;
    • требующаяся замена труб на аналогичные в связи с их износом.

Все действия, обусловленные данными причинами, квалифицируются как ремонт или капитальный ремонт.

  • Приобретает ли тепловая трасса новые свойства, в том числе:
  • Если теплотрасса приобретает новые качества, то данные работы относятся к реконструкционным мероприятиям.

    Поэтому ключевыми различием в понятиях ремонт и реконструкция является работоспособность теплотрассы на момент начала проведения работ, а также улучшение ее технических характеристик в момент завершения всех мероприятий.

    Стоимость реконструкции теплотрассы

    Наименование услугиЦена
    Техническое обслуживание тепловых пунктов (независимая схема)от 6 000 руб/мес
    Техническое обслуживание тепловых пунктов (зависимая схема)от 10 000 руб/мес
    Техническое обслуживание УУТЭот 3 000 руб/мес
    Установка УУТЭот 250 000 руб
    Гидравлические испытания (опресовка)от 7 000 руб
    Химпромывка теплообменникаот 8 000 руб

    Каков порядок проведения работ по реконструкции?

    Реконструкция теплотрасс, по своей сути, может быть отнесена к работам по строительству, поэтому порядок их проведения также совпадает и разделяется на следующие основные этапы.

    1. Подготовительный, который предполагает:
      • подготовку технического задания;
      • расчет плановой мощности;
      • разработку принципиальных схем.
    2. Проектирование, в том числе:
      • получение технических условий технологического присоединения;
      • разработка и согласование проектной документации;
      • аккумулирование материально-технических и трудовых ресурсов.
    3. Строительно-монтажные мероприятия, фактическая реализация проекта на местности.
    4. Сдача-приемка теплотрассы, завершение строительных работ и подписание актов ввода в эксплуатацию.

    Рассчитать стоимость реконструкции теплотрасс за Вас

    В чем состоят особенности проведения работ по реконструкции тепловой трассы?

    Поскольку мероприятия по модернизации теплотрасс проводятся преимущественно на функционирующих объектах, то при выполнении работ рекомендуется обращать внимание на следующие особенности.

    1. Применение поточной технологии строительных работ позволяет существенно сократить сроки выполнения реконструкции, при этом:
      • более рационально распределяется фронт работ, обеспечивая при этом их непрерывность;
      • повышается эффективность использования специализированных строительных бригад и технических средств;
      • снижается общая трудоемкость процессов при повышении производительности труда.
    2. Проведение всего комплекса реконструкционных мероприятий должно выполняться с учетом современных разработок и научных достижений, как в области используемых материалов, так и в части технологии организации работ.
    3. При проведении проектных изысканий наибольшее внимание необходимо уделять корректному расчету тепловых нагрузок с учетом функционирования в максимальном режиме и возможного их увеличения за счет расширения сети.

    Учет данных особенностей при планировании мероприятий по модернизации тепловых сетей позволит существенно сократить сроки проведения работ и повысить их качество.

    Таким образом, реконструкция является совокупностью действий, которые направлены на улучшение части технико-экономических показателей существующих систем, путем внесения в них технологических изменений связанных с частичной заменой устаревших материалов и оборудования. Своевременное проведение модернизации будет залогом длительного безаварийного функционирования всей теплосистемы.

    Ремонт тепловых сетей: проблемы и решения

    Сократить сроки проведения строительно-монтажных работ позволяют новые технологии, например, современные методы проведения сварочных работ и врезки новых трубопроводов или запорной арматуры без опорожнения существующего участка. На этапе проектирования важно максимально обеспечить потребности теплоснабжающей организации и снизить объём работ, выполняемых хозспособом. Целесообразно усиление контроля за выполнением обязательств подрядных организаций, касающихся своевременности, полноты и качества выполняемых работ и их соответствия техническим правилам, стандартам и нормам, а также увеличение ремонтной программы, переход на современные теплоизоляционные материалы и обеспечение должной эксплуатации и сохраняемости установленных конструкций.

    Практика эксплуатации показывает, что на участках теплотрасс в течение непродолжительного периода происходит смещение теплоизоляционного покрытия, что резко снижает эффективность тепловой изоляции и ухудшает внешний вид теплотрасс. Резкое снижение объёмов капитального ремонта в последние годы осложняет планирование, обеспечивающее надёжную работу магистральных тепловых сетей, так как в основном в ремонт выводятся не ослабленные участки, а участки теплотрасс, полностью исчерпавшие ресурс и требующие немедленной замены. Важно усилить контроль, обеспечить проведение систематических совещаний и расследований, что связано с жизненной важностью систем теплоснабжения в климатических условиях России. Неэффективность государственного управления подталкивает к приватизации, происходит усиление позиций в области государственно-частного партнёрства на национальном уровне.

    Начало отопительного сезона стало предметом совещания Президента РФ Владимира Путина с министрами, состоявшегося 25 сентября 2019 года [1]. Холода, пришедшие в Россию раньше срока, вынудили приостановить процесс ремонта внутриквартальных тепловых сетей, обеспечивающих теплоснабжение нескольких домов в городе Копейске Челябинской области. Нерешённость вопросов привела к снижению температуры внутреннего воздуха. Наблюдения за рыночными тенденциями — изменением спроса, предложения на товары и услуги, связанные с выполнением строительномонтажных работ, — показывают, что проблемы начинают решаться только после вмешательства комиссии из центра.

    Остаётся риск срыва начала отопительного сезона и в Еврейской автономной области, где назрел целый клубок проблем. Причина — аварийные теплотрассы, хозяйственные споры и арест счетов ГП ЕАО «Облэнергоремонт». Проблематика отражается в осуществлении государственно-частного партнёрства, а тенденцией сектора рынка теплоснабжения остаётся приватизация имущества.

    К примеру, соглашение о передаче имущества муниципального теплового хозяйства Костромы на баланс ПАО «ТГК-2? было подписано в июле. В результате на то, чтобы освоить 187 млн рублей, предназначенных на запланированную до конца года перекладку 18 км внутриквартальных тепловых сетей, у коммунальщиков осталось лишь пять месяцев, б?льшая часть из которых будет сопровождаться осадками и морозами. Руководитель новой теплоснабжающей организации заявила [2], что в Костроме степень износа коммунальной инфраструктуры достигает 8 0 %, а срок эксплуатации отдельных участков превышает 40 лет. Стоимость подпитки для компенсации сверхнормативных потерь теплоносителя составляет около 200 млн руб. в год.

    Для выполнения поставленных задач было привлечено значительное число подрядных ремонтных и строительных организаций, а на выполнение работ впервые задействовали более 100 специалистов. За лето было переложено и капитально отремонтировано 5 км магистральных и 1 км квартальных сетей. Планируется замена дополнительно 13 км тепловых сетей до конца 2019 года.

    Для проведения профилактических работ система централизованного теплоснабжения города Москвы разделяется на десятидневные этапы протяжённостью сетей от одного до 16 км, от которых подключено от одного-двух до 250 потребителей. Мобильными бригадами выполнялась опрессовка тепловых сетей и текущий ремонт трубопроводов, где были обнаружены повреждения, а затем повторные гидравлические испытания на плотность и прочность. Так, летом 2019 года таких этапов было 600, а к работе в осенне-зимнем периоде подготовлены 16,4 тыс. км тепловых сетей, в том числе порядка 8000 км магистральных сетей и 8400 км внутриквартальных сетей, по которым транспортируется теплоноситель до более чем 70 тыс. потребителей, в том числе 33 тыс. объектам столичного жилого фонда [3].

    Несмотря на это, количество повреждений в регионах стабильно высоко, достигая 0,1 единицы на километр магистральных тепловых сетей и 1,0 единицы на километр распределительных в среднем по теплоснабжающим организациям. Авральный характер работы вынуждает не получать официальное разрешение, оформляется ордер на производство аварийных работ, либо работы выполняются в ночное время, а для движения автотранспорта в дневное время место их производства засыпается щебнем. Режим работы в условиях постоянного цейтнота принуждает упрощать порядок проведения ряда процессов, например, требуемой «Роспотребнадзором» промывки сетей.

    Рассмотрение частных случаев, основанных на реальных фактах, позволяет сделать определённые выводы и обобщения о целесообразности увеличения ремонтной программы, замены теплоизоляционного материала и обеспечения должной эксплуатации и сохраняемости установленных конструкций. В [4] определена оптимальная толщина тепловой изоляции водяной теплосети с учётом критерия минимального значения удельных приведённых затрат с использованием известного алгоритма. Например, «дыхательные клапаны» на участках тепловых сетей надземной прокладки, покрытых тепловой изоляцией из мембранного покрытия, целесообразно применять лишь на территории, доступ к которой посторонних лиц возможно ограничить: промышленные объекты, охранные зоны железных дорог и т. п. Другой тенденцией является начало ведения журналов учёта состояния теплоизоляции на вновь смонтированных участках надземной прокладки. При выполнении текущего ремонта важны теплои гидроизоляция (фото 1), а также нанесение антикоррозионной защиты (АКЗ) на отрезках, где производились работы.

    Теплоснабжающие организации, как правило, производят капитальный ремонт тепловых сетей с 10 0 %-й заменой железобетонных лотков и плит перекрытия; работы ведутся в стеснённых условиях городской застройки (фото 2).

    Важно ответственно производить выбор железобетонных элементов на этапе проектирования, формирования закупочной документации и осуществления приёмо-сдаточного контроля.

    Например, плита типа ПК (межэтажная пустотная) используется при строительстве зданий и павильонов и не подходит для перекрытия тепловых камер и каналов. Для этой задачи предназначены плиты типа ВП или ПТ, они менее подвержены механическим воздействиям (не проламываются от движения автомобилей и строительной техники), меньше напитываются влагой.

    Согласно СП 124.13330.2012 «Тепловые сети» выбор материалов для покровного слоя и тепловой изоляции следует производить по экономическому оптимуму суммарных эксплуатационных затрат и капиталовложений в тепловые сети, сопутствующие конструкции и сооружения. Однако, например, практика эксплуатации показывает, что покровной слой, выполненный стеклопластиком РСТ-410, на ряде участков теплотрасс после окончания гарантийного срока теряет целостность и эстетичный внешний вид из-за освобождения краёв стеклопластика из-под хомутов. На вертикальных участках теплотрасс в течение непродолжительного периода эксплуатации происходит частичное смещение теплоизоляционного покрытия вниз, что резко снижает эффективность тепловой изоляции и ухудшает внешний вид теплотрасс.

    При произведении строительно-монтажных работ (СМР) применяются новые технологии. Для улучшения конструкции изоляции на вертикальных участках трубопроводов на экспериментальном участке в городе Омске диаметром 720 мм тепловая изоляция выполняется в соответствии с Техническими решениями ТР 12131-ТИ. 2015 и ТР 121274.2-ТИ. 2015 «Теплоизоляционные изделия ЗАО «Минеральная вата» и Isotec в конструкциях тепловой изоляции оборудования и трубопроводов» и новой схемой монтажа, предложенной производителем.

    Сократить сроки проведения строительно-монтажных работ, а, значит, снизить затраты и упростить согласования, позволяют новые технологии, например, современные методы проведения сварочных работ и врезки новых трубопроводов или запорной арматуры без опорожнения существующего участка.

    При выполнении работ по капитальному ремонту и реконструкции тепловых сетей, лежащих на эстакадах, контроль осадки высоких опор в критически важных местах производится с установкой реперных точек. Для исключения действия дополнительных механических нагрузок на трубопроводы важно контролировать состояние подвижных опор (рис. 3) и их плотное прилегание к конструкциям теплопровода.

    В качестве неподвижных опор в ряде случаев используется сама стенка тепловой камеры. На этапе проектирования важно максимально обеспечить потребности теплоснабжающей организации и снизить объём работ, выполняемых хозяйственным способом. Например, байпасные линии вокруг секционирующей запорной арматуры большого диаметра целесообразно устраивать не только для упрощения открытия/закрытия задвижек, но и для получения возможности заполнения участков тепловых сетей меньшим расходом теплоносителя или холодной воды при проведении гидравлических испытаний на плотность и прочность.

    При этом многие преимущества новых технологий (как и, например, в случае низкотемпературных систем теплоснабжения [5] или систем отопления и, в частности, тёплого пола [6]) могут быть нивелированы при неграмотном монтаже. Для отрасли характерна безответственность некоторых представителей подрядных организаций, которые, например, могут нарушить благоустройство вблизи тепловой камеры, производить работы на которой не предполагалось, несмотря на наряднодопускную систему.

    Заключение

    В течение продолжительного времени (с 2005 по 2013 годы) усреднённый годовой объём капитального ремонта теплотрасс в Российской Федерации оставался приблизительно неизменным. В период с 2014 по 2018 годы произошло резкое снижение объёма капитального ремонта, что связано с нарастанием кризисных явлений в экономике и началом применения постатейных индексов затрат Минрегионразвития России при составлении сметных расчётов. Это повлекло за собой удорожание сметной стоимости работ и сокращение объёмов работ в 1,8 раза. Резкое снижение объёмов капитального ремонта в последние годы осложняет планирование, обеспечивающее надёжную работу магистральных тепловых сетей, так как в основном в ремонт выводятся не ослабленные участки, а участки теплотрасс, полностью исчерпавшие ресурс и требующие немедленной замены.

    С точки зрения технической составляющей важно усилить контроль, например, обеспечить проведение систематических совещаний при руководителях отраслевых и муниципальных ведомств по вопросам рассмотрения результатов расследования причин аварий, причём с оценкой качества проводимых расследований и достаточности разработанных мероприятий. Мероприятия, направленные на усиление контроля и повышения качества расследований аварий, необходимо утверждать распорядительным документом с отражением фактов некачественного проведения расследований.

    В климатических условиях России система теплоснабжения является жизненно необходимой в каждом доме и должна бесперебойно работать долгие годы, поэтому исключительно важно, чтобы проектирование и монтаж выполнялись квалифицированными и опытными специалистами. Неэффективность государственного управления подталкивает к приватизации, происходит усиление позиций в области государственно-частного партнёрства на национальном уровне. Заметно стабильное лидерство отдельных регионов, особенно в контексте усиления конкуренции муниципалитетов за частные инвестиции.

    Целесообразно усилить контроль за выполнением обязательств организаций, вытекающих из заключаемых договоров подряда на выполнение ремонтных работ, касающихся своевременности, полноты и качества выполняемых работ и их соответствия техническим правилам, стандартам и нормам.

    Выявленные несоответствия необходимо отражать в ремонтной документации, актах, а также документации, влияющей на расчёт принятых в теплоснабжающей организации количественных показателей.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *